Почитай мне, мама
25.09.2023Каталог детских и подростковых СМИ «Минский областной институт развития образования»
Совместное чтение в семье – это увлекательнейшее занятие, которое необычайно сближает всех ее членов. Читать ребенку – это не просто обязанность родителей, это уникальный способ общения, который практически не имеет замены. Значимые аспекты развития ребенка, которые затрагиваются в процессе совместного чтения:
Удовлетворение потребности в безопасности.
Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира. Чувство ценности и значимости своего «Я» и своих интересов.
Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди – родители).
Формирование ценностей. Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.
Десять «почему» детям необходимо читать:
- Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его
словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми. - Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
- Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
- Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР.
Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует. - Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства
собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют
и реагируют так же, как он. - Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные
писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи
на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков. - Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс
совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей,
установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет
поколения. - Книги — ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они
учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность
к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей. - Книги придают СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они
заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество,
приносят утешение и указывают выход из трудного положения. - Чтение — самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ для интеллектуального и
эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой, куда угодно. - Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи — все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.
- Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
- Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы.
- Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы предлагаемые иллюстрации были как можно более реалистичными.
- Во время прочтения литературного произведения желательно не
отвлекаться на посторонние дела. Помните, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут.
Найдите это время для своего ребенка. - Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному.
- Прививайте ребенку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.