Почитай мне, мама

25.09.2023

Каталог детских и подростковых СМИ «Минский областной институт развития образования»

Лукошко сказок

Сказки народов мира

Совместное чтение в семье – это увлекательнейшее занятие, которое необычайно сближает всех ее членов. Читать ребенку – это не просто обязанность родителей, это уникальный способ общения, который практически не имеет замены. Значимые аспекты развития ребенка, которые затрагиваются в процессе совместного чтения:
Удовлетворение потребности в безопасности.
Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира. Чувство ценности и значимости своего «Я» и своих интересов.
Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди – родители).
Формирование ценностей. Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.
Десять «почему» детям необходимо читать:

  1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его
    словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
  2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
  3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
  4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР.
    Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
  5. Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства
    собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют
    и реагируют так же, как он.
  6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные
    писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи
    на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
  7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс
    совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей,
    установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет
    поколения.
  8. Книги — ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они
    учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность
    к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
  9. Книги придают СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они
    заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество,
    приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
  10. Чтение — самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ для интеллектуального и
    эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой, куда угодно.
  11. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи — все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.
  12. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
  13. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы.
  14. Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы предлагаемые иллюстрации были как можно более реалистичными.
  15. Во время прочтения литературного произведения желательно не
    отвлекаться на посторонние дела. Помните, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут.
    Найдите это время для своего ребенка.
  16. Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному.
  17. Прививайте ребенку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.