Консультации учителя-дефектолога

Как разговорить молчуна

22.11.2022

Как разговорить молчуна

Можно порадоваться вместе с теми мамами, чьи дети в 2-3 года цитируют Чуковского и знают Пушкина «в оригинале»... Но и остальным не стоит отчаиваться. Данная консультация – для тех родителей, чьи отпрыски пока совершенствуются в пантомиме и в выразительном «мычании» (хотя эту информацию можно использовать и для детей старшего возраста).

 

 Итак, как разговорить молчуна?

 Прежде всего, хочу сказать, что никакие радио, телевизор, компьютер или игрушки-сказочники не заменят сказку, рассказанную или прочитанную мамой. Мамы! Папы! Научно доказано, что детская речь развивается только тогда, когда малыши подражают живой речи. Так что слова в аннотации о том, что «данная компьютерная игра, мультфильм и прочее развивают речь детей» не более чем маркетинговый ход.

         Общаясь с малышом, (естественно с положительным настроем) проговаривайте все свои действия. Причем озвучивайте предметы распространенно. И утрируйте свою артикуляцию – дети должны видеть, как шевелятся губы. «Вытрем левую ручку, теперь правую. Какие маленькие у тебя пальчики, а у меня – большие», «Смотри, какая пушистая черная собака».

 Выделяйте значения слов интонацией и даже пантомимой. «Большааааая» - низким голосом и расправив плечи (сами как бы выросли), «маааленькая» - тоненьким голоском и как бы съежившись. Обращайте внимание малышей на любые звуки вокруг – самолет летит, собака где-то лает, упало что-то тяжелое (ну, это папа пытался гвоздь вбить и молоток уронил ), воет кто-то (похоже молоток упал на ногу...) Умение различать звуки, в первую очередь, неречевые – первая ступень развития фонематического слуха. Позже это пригодится при обучении чтению и письму. Можно играть со звуками:  «Найди, где стучит молотком папа» или «Звенит колокольчик» и т.д.

 Естественно, необходимо развивать и мелкую моторику. Про это слышали все, но не все осознают, насколько это важно. Ведь речевые центры в мозге расположены рядом с зонами движений пальцев рук, особенно большого пальца. Поэтому нанизывание, лепка, потешки типа «Сороки-вороны», зайчик из двух пальцев, домик из ладошек – ваши спутники.

 Полезно «плавать» пальчиками в сухом бассейне – емкости с крупой (горохом). Как показывает практика, дети любят искать там мелкие игрушки или просто пересыпать крупу. Или, к примеру, отделять горох от фасоли (еще и внимание тренируется). Или гречку от пшена. Можно в непрозрачный мешочек сложить разнофактурные игрушки – для начала очень разные. Кубик, мячик и машинку. Малыш, не глядя, ощупывает и угадывает, какую игрушку держит. Отлично помогает и массаж пальчиков, даже непрофессиональный – «мамский».

 Очень полезно сочетать собственные движения со словами и музыкой. Лого-ритмика и «Музыка с мамой» Железновых помогут вам в этом деле. Также тренируйте речевое дыхание малыша. В норме речевой выдох гораздо длиннее вдоха (сколько слов в самой длинной фразе, которую вы сами можете произнести? )

 Дуйте через коктейльную трубочку в стакан с водой (если менять диаметр трубочки, то тренируются мышцы губ, а это уже артикуляционная гимнастика). Дуйте на машинку, чтобы загнать ее в условный гараж (машинка из пластмассы, гладкая поверхность дороги, а также незаметная помощь мамы на первых порах – приветствуются  ). Дуйте на кораблик в ванной, выдувайте мыльные пузыри и задувайте свечки. А вот играть на губных гармошках, дудочках и прочих духовых инструментах не стоит. Ничего, кроме головной боли маме, они не дадут.

 «Провоцируйте» малыша на собственные звукоподражания: «Смотри, пушистая черная собака»? Тут же: «Как она разговаривает?» И сами отвечайте – «Гав-гав». Будет очень хорошо, если при этом вы присядете, чтобы сравняться по росту с ребенком, и будете говорить, глядя ему в лицо. Как только услышите в ответ «Ав-ав» – бурно хлопайте и кричите «Ура-ура!!». Это серьезно. Намотайте на ус, запишите на руке и повторяйте как ежедневную мантру. Потому что, несмотря на простоту упражнений, для детей, особенно малоговорящих – это нелегкий труд. И он должен стимулироваться.

         Как только у вашего карапузика появилась пара-тройка звукоподражаний или простейших слов, на них можно «нанизывать» другие звуки (слоги). Например, есть «ммм», которым обозначается все. Показывая на себя, говорим «маа-маа» (утрируем, опуская нижнюю челюсть). Хвалим за повторение!!

 В дальнейшем к этому добавляем «Маааа-ша» (например), «маалако» (специально пишу не орфографически). Причем не обязательно, чтобы ребенок повторил точь-в-точь «молоко», достаточно будет и упрощенного варианта типа «мако» или даже просто «ма» или «ко». Если есть слог «ко», на него можно нанизать и кота, и кофе (вредность продукта не важна, важна полезность говорения), и корову (помним про упрощенность вариантов) и прочее.

 Да и консультация со специалистами – логопедами, возможно неврологами, а лучше даже несколькими (для объективности мнений) тоже должна быть. Полезно и детской речи, и маминому спокойствию.

И  у Вас все получится!

свернуть

Участие семьи в коррекции речевого развития ребёнка

19.10.2022

Участие семьи в коррекции речевого развития ребёнка

Для успешного преодоления речевых нарушений и всестороннего развития дошкольника необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:

 

1. В общении с ребёнком родители должны пользоваться грамматически правильно оформленной речью, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного (а зачастую неправильного) развития лексической, грамматической и произносительной сторон детской речи.

Для этого нужно наполнить повседневную жизнь ребёнка правильным речевым общением:

  • чётко проговаривать слова, пусть малыш видит движения ваших губ;
  • посредством называния окружающих предметов и явлений развивать

предметный словарь (например, это дрель, это светильник и т.д.);

  • в собственной речи правильно употреблять грамматические формы,

четко проговаривать окончания слов, предоставлять ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах (например: Это воробей; нет воробья; ищу воробья; думаю о воробье; рисую воробья. Коля гулял, а Даша гуляла и т.д.);

  • обращать внимание ребёнка на смыслообразующие элементы речевой

системы – глаголы. На примерах из повседневной жизни учить детей дифференцировать их по смыслу (например: встал, лёг; зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок; привязал, отвязал, перевязал и т.д.);

  • привлекать внимание детей к правильному пониманию и

употреблению пространственных предлогов изолированно и в контекстной речи (например: положи ручку на стол, возьми ручку со стола, положи ручку под стол, спрячь ручку за спину, достань мяч из-под стола т.д.);

  • учить согласовывать существительные с прилагательными и

числительными, используя речевые игры (например, игра «Какого цвета?»: желтое яблоко, красная машина; 4 красных карандаша, 7 жёлтых пионов, 6 легковых машин, 5 воздушных шаров);

  • обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи: называть

продукты, из которых готовятся блюда; как готовятся ( варим, жарим, печём, режем, чистим); описывать вкусовые качества блюд (вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная); определять цвет (зеленый, жёлтый, красный);

  • игры можно придумывать самим, «подсматривать» в развивающих

книжках, желательно использование картинок, различных игр типа «Лото», «Домино» и др.

  • читать детям книги, что способствует становлению правильной речи,

обогащает словарь, повышает интеллектуальный уровень, развивает логическое мышление, внимание, развивает эмоциональную сферу.

2. Необходимо развивать мелкую моторику рук ребёнка, так как установлено, что уровень развития речи ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

 

3. Ведущей деятельностью ребёнка является игровая деятельность и поэтому важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка и создание игровых ситуаций. Неоценима роль игрушки в речевом развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление маленьких рассказов, в том числе и рассказов - описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю – ребёнку.

 

4. Желательно ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, игры на развитие фонематического слуха.

 

5. Важно, чтобы вся работа происходила на эмоциональном подъеме ребенка и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать родной речью.

 

6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка на занятия может быть различной: от полного отказа и слёз до радости и удовольствия. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать затруднения, пытаться его заинтересовать. Но, в то же время, нельзя переутомлять и перегружать малыша информацией, родителям просто необходимо научиться «чувствовать» своего ребёнка. А ещё, учить ребёнка трудиться!

В отношении к ребёнку создание атмосферы доброжелательности, терпимости, спокойствия – важное условие успеха.

 

7. Желательно организовать место для занятий ребёнка, позаботиться о правильном освещении, удобном стуле и столе. Для выполнения артикуляционной гимнастики необходимо настольное зеркало.

 

8. Важна правильная организация режима дня ребёнка. Помните, активный отдых на свежем воздухе стимулирует все жизненные процессы. Питание ребёнка должно быть правильным, сбалансированным. Ограничьте просмотр телепередач. Обеспечьте ребёнку полноценный сон в хорошо проветренном помещении. Следите за здоровьем малыша!

 

 

 


Подготовил: учитель-дефектолог

высшая квалификационная категория

Таболина Н.М.

 

Используемая литература:

  1. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста». Москва Просвещение 1981 г. 111 страниц
  2. Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников». Москва.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
  3. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники – Спб., «Детство-Пресс», 2001г. – 180 с.
  4. Венгер Л.А., Венгер А.Л. . «Домашняя школа мышления». М. Знание, 1994 г. 80 с.

 

свернуть

Артикуляционная гимнастика

04.10.2022

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Артикуляционная гимнастика –основа правильного произношения»

 

 

 

           Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека.

       Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности.

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. 

        Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. 

         Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 
4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 
5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Упражнения для губ
1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка).Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 
3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор).Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. Чередование положений губ.
6. Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. 

Упражнения для развития подвижности губ
1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами. 
2. Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. 
3. Пятачок .Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. 
4. Рыбки разговаривают. Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
5. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя". 
6. Недовольная лошадка. Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. 
7. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. 

Если губы совсем слабые: 
- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть. 

Упражнения для губ и щек
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек. 
2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 
3. Голодный хомячок. Втянуть щеки. 
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

 

 

Статические упражнения для языка


1. Птенчики.

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. 
2. Лопаточка.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 
3. Чашечка.

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 
4. Иголочка.

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 
5. Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 
6. Трубочка.

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. 
7. Грибок.

Рот открыт. Язык присосать к нёбу. 

 

Динамические упражнения для языка.


1. Часики.

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. 
2. Змейка.

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. 
3. Качели.

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. 
4. Футбол.

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. 
5. Чистка зубов.

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами. 
6. Горка.

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта. 
7. Лошадка.

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. 
8. Гармошка.

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. 
9. Маляр.

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. 
10. Вкусное варенье.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. 

 

 Литература

1. Нищева Н. – Весёлая артикуляционная гимнастика – Издательство: Детство – Пресс, 2018

2. nsportal.ru/…/artikulyatsionnaya-gimnastika-kompleks

3. Бухарина К. С. – Игровая артикуляционная гимнастика. 3-7 лет. ФГОС. - Издательство: Детство – Пресс, 2020 – 32 с.

свернуть

Нужен ли вашему ребенку логопед?

13.09.2022

Нужен ли вашему ребенку логопед

Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно малыши произносят звуки, и не спешат к логопеду, если, по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно.

 

Это не совсем так. Логопед исправляет не только дефекты произношения, но и помогает расширить словарный запас, формирует умение составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики.

Кроме того, логопед может подготовить ребенка к усвоению грамоты, если у него есть какие-то проблемы с речью, и к дальнейшему более успешному обучению в школе.

Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.

Существует несколько причин, почему важно знать, правильно ли формируется речь у ребенка в дошкольном возрасте.

Речь — это одна из высших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребенка, так и причиной их появления. Это не значит, что ваш ребенок «ненормальный» или «глупый». Это значит, что у ребенка есть проблемы, которые надо преодолеть с помощью специалистов как можно раньше, чтобы они не стали препятствием для его полноценного развития и успешного обучения.

Чем раньше выявлены проблемы, тем раньше можно начать работу по их преодолению, тем успешнее проходит эта работа. Ведь всегда легче сразу что-то выучить правильно, чем потом переучиваться. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка. Не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту, — помощь, оказанная своевременно, сэкономить ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребенка более успешным и счастливым.

Даже незначительные недостатки в развитии речи малыша могут привести к трудностям освоения им процессов чтения и письма. В результате ваш умный, талантливый ребенок получает двойки по русскому языку. Такую опасность можно предотвратить!

Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы она не была — неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание — стоит отнестись со всей серьезностью.

Вашему ребенку необходима помощь специалиста, если:

  • Речь ребенка не разборчива. Его могут понять только родители и те, кто его хорошо знают.
  • Ребенок многие звуки произносит мягко, как-будто он еще маленький или преобладают твердые звуки, как-будто у него акцент. При произношении некоторых звуков в речи появляется хлюпающий призвук, воздух идет как-то в вбок; звуки «С», «З», «Ц» произносит как англичанин — между зубами; при произнесении звуков «Ш», «Ж» раздувает щеки, а звук «Р» произносит как француз. У него красивый грассирующий звук.
  • К 3-4 годам он не слышит слогов в слове; искажает слово до неузнаваемости; произносит только отдельные слоги, не может проговорить все слово целиком; сокращает слово, пропуская некоторые согласные и слоги, или недоговаривает слово до конца; произносит слово несколько раз по-разному.
  • К 5 годам не сформирована связная речь. Ребенок затрудняется составить предложение по картине, не может установить последовательность действий, ограничиваясь перечислением предметов, или использует отдельные очень короткие предложения.
  • К 5-6 годам нарушена общая структура речи: он не правильно строит предложения, не согласовывает слова в роде, числе и падеже, неправильно использует предлоги и союзы.

 

Если вы столкнулись с подобными проблемами, приготовьтесь к тому, что на их исправление понадобиться много сил времени. Помимо занятий с логопедом очень важно заниматься с ребенком самостоятельно. Первое и самое основное правило — подавайте хороший пример. Много разговаривайте с малышом — просто комментируйте все, что вы делаете, описывайте свои действия, чувства и эмоции. Читайте книги, вместе учите стихи — результат не заставит себя ждать.

 

свернуть