Консультации руководителя физического воспитания

Учимся ходьбе на лыжах

07.12.2022

Учимся ходьбе на лыжах.
Советы родителям
Начиная с 3 лет уже можно учить детей ходьбе на лыжах. Влияние ее
на организм исключительно разносторонне. Одно пребывание на чистом
морозном воздухе уже само по себе дает неистощимый запас свежести и
бодрости. Физические движения на воздухе как нельзя лучше способствуют
повышению обмена веществ в организме и благотворно влияют на нервную
систему. Но и это еще не все. Закалка организма — лучшее лекарство против
гриппа, ангины и прочих болезней. И с этой точки зрения лыжи — добрые
спутники здоровья.
В первую очередь надо обучить ребенка правильному стоянию на
лыжах, то есть привить навык держать стопы параллельно и сохранять одно
и то же расстояние между ними при движении. Самое трудное — первые
шаги. Поэтому, вставшего на лыжи лучше всего вначале водить на буксире
по ровным участкам. Если он упадет — не беда, превратите такую неудачу в
шутку. Объясните, что падать нужно не вперед и не назад, а только в сторону
На первых занятиях чаще повторяйте, что надо не ходить, а скользить
на лыжах. Если это не получается, предложите сделать сначала несколько
коротких шагов, а уже затем пробовать скользить. Скользящий шаг
рекомендуется разучивать на хорошо накатанной лыжне с чуть заметным
уклоном. Лучше всего самим стать на лыжи, тогда обучение будет наиболее
эффективным.
Ваш ребенок должен усвоить основные приемы - нога выставляется
вперед, несколько согнутой в колене. Делается это для того, чтобы легче
было перенести на нее тяжесть тела после толчка и подтянуть находящуюся
сзади ногу. Нельзя при передвижении отрывать лыжи от снега. Первые
движения проводятся на укороченном шаге. Когда будет освоено
поочередное скольжение, можно перейти на удлиненный шаг, но без
применения палок. Руки должны двигаться свободно, без напряжения.
Одновременно с левой ногой выносится правая рука, а справой ногой —
левая рука.
Следующий этап — обучение поворотам. При повороте переступанием
нога отставляется на некоторый угол (в сторону поворота), к ней
приставляется другая так, что на снегу остается след в виде расходящихся
лучей. Сначала обучите поворотам на небольшой угол, затем постепенно
увеличивайте его, пока не получится полный круг.
Когда ребенок овладеет техникой движения и поворотами, можно
приступить к обучению его спускам с горки и подъемам. При спуске важно
фиксировать внимание на положении туловища. Тело должно быть
несколько наклонено вперед, ноги чуть-чуть согнуты в коленях, руки
отведены назад. Размахивать ими не следует. Не спешите давать палки
дошкольнику (иначе основная нагрузка будет падать на еще слабые руки).
Чем позже он прибегнет к палкам (целесообразнее всего — после 7 лет), тем
лучше будет «стиль» его движения. При пользовании палками важно
следить, чтобы они не ставились далеко от лыж — не далее того места, где
начинается загиб лыж кверху; чтобы выносились вперед по очереди: с левой
ногой - правая лыжа и наоборот. Нельзя виснуть на палках, добиваться с их
помощью ускорения движения: это приведет к утомлению.
Лыжи должны быть легкими и по размеру соответствовать росту
ребенка. Правильно выбрать их несложно: лыжа ставится рядом с ребенком,
и если он пальцами вытянутой вверх руки достанет до конца ее, то можно
считать, что эта пара для него вполне подходит. Длина палок должна быть
такой, при которой они устанавливаются вертикально под вытянутой в
сторону рукой. Обычно длина лыж для дошкольников 4 лет 100—115 см, для
5-летних — 120—124 см. Большое значение имеет одежда. Она должна быть
такой, чтобы не было ни охлаждения, ни перегревания. Лучше всего надевать
хлопчатобумажное белье, шерстяной костюм и сверху комбинезон, не
пропускающий ветра. Не рекомендуется укутывать шею шарфом, так как он
затрудняет дыхание, лучше одеть свитер «под горло», или тонкую
шерстяную «водолазку». Чтобы не мерзли уши, на голову надевают легкую
хлопковую шапочку, затем вязаную шерстяную. Раньше всего у детей
мерзнут ноги. Нужно позаботиться, чтобы они были в тепле, для чего
надевают шерстяные носки поверх хлопковых колготок. Обувь не должна
жать ноги, иначе могут быть потертости, отморожения. На руки можно
надеть вязаные варежки, на них — кожаные рукавицы. Как только ребенок
оденется, надо сразу же выходить на воздух.

свернуть

Предупреждение плоскостопия

22.11.2022

Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ

1. Диагностика плоскостопия.
Если следы обуви имеют форму боба, то это нормальная стопа. Своды стоп приподняты и при ходьбе выполняют рессорную функцию.
Если же отпечаталась вся стопа – начинается плоскостопие. Если дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах – нужна помощь ортопеда.
ПО соотношению самой широкой и самой узкой части следа считается свод нормальным 1:4, уплощенным 2:4, плоским 3:4.
2. Упражнения для укрепления мышц свода стопы:
1. Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку (голову держать прямо, немного прогнуться, руки на поясе).
2. Ходьба на внешней стороне стопы – пальцы поджаты вовнутрь, при ходьбе стопы ставить параллельно друг другу.
3. Ходьба по ребристой доске.
4. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, одновременно стараясь поднимать выше пятки.
5. Ходьба боком по палке, толстому шнуру.
6. Перекаты с носка на пятку, стоя на полу или на палке.
7. Ходьба с перекатом с пятки на носок. Корпус держать прямо, голову не опускать, положение рук произвольное. Энергичный подъем на носок, толкаясь пяткой.
8. Катать палку (d=3 см) вперед-назад (сидя).
9. Приподниматься на носки и опускаться на всю стопу из положения ступни параллельно, пятки раздвинуты, большие пальцы вместе.
10. Подняться на носки и выполнять приседание, держать за опору.
3. Значение правильной обуви:
1. Обувь должна быть по ноге.
2. Обувь должна быть на небольшом каблучке до 1 см с упругой стелькой и крепким задником.

УПРАЖНЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЕТЯМ С ПЛОСКОСТОПИЕМ.

Продолжительность занятий 10 минут. Перед упражнением следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скакалку – на одной и на двух ногах.
1. «Каток» - ребенок катает вперед-назад мяч, скакалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной ногой, затем другой.
2. «Разбойник» - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
3. «Маляр» - ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами (колени выпрямлены), большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
4. «Сборщик» - ребенок, сидя с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги мелкие различные предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.) и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падения предметов при переноске.
5. «Художник» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
6. «Гусеница» - ребенок сидит на полу с согнутыми коленями. Сжимая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед (пятки прижаты к пальцам), затем пальцы снова расправляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы и пятки могут касаться пола. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
7. «Кораблик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).
8. «Серп» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см), согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.
9. «Мельница» - ребенок, сидя на полу с выпрямленными коленями, описывает ступнями круги в разных направлениях.
10. «Окно» - ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.
11. «Барабанщик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, стучит по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.
12. «Хождение на пятках» - ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

свернуть

Как провести утреннюю гимнастику в домашних условиях

05.10.2022

«Как провести утреннюю гимнастику в домашних условиях»

Подготовка к проведению утренней гимнастики.

       Утренняя гимнастика должна создавать у ребёнка хорошее настроение и поднять мышечный тонус. Она проводится дома в выходные дни, во время непосещения ребёнком я/сада по уважительным причинам (отпуск, больничный родителей), так как в будние дни  она регулярно проводится в детском саду, являясь одним из режимных моментов. Главное условие успешного проведения утренней гимнастики – никакого принуждения для ребёнка!  Рекомендуется широко использовать музыкальное сопровождение со специально подобранной музыкой. Поднять интерес к гимнастике поможет использование разнообразного спортивного инвентаря (мелкого, крупного, тренажеров). Содержание утренней гимнастики выбирается в соответствии с возрастом ребёнка, учетом его двигательных навыков, условий, где она проводится. Утренняя гимнастика может носить развлекательный характер. Несколько советов по проведению утренней гимнастики с детьми:

  • Никакой заорганизованности, строгих правил и требований дисциплины! Следует обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений!
  • Гимнастика – это не только физкультурное мероприятие, но и специально предусмотренный режимный момент, в котором сосредоточен целый комплекс воздействий на разностороннее развитие ребёнка.
  • Эффективность гимнастики оценивается по оптимальной физической нагрузке. Она должна восприниматься организмом в водной части, как разминка. Для этого используются различные виды бега и ходьбы, упражнения на перестроение, ориентировку в пространстве.
  • В основную часть включаются общеразвивающие упражнения, в количестве 3-7 в зависимости от возраста детей. Можно включить танцевально-ритмические композиции, подвижные игры и т. д. В конце основной части даются интенсивные упражнения для нагрузки или прыжки.
  • В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.
свернуть

Гигиенические требования К спортивной форме и обуви На занятиях по образовательной области "физическая культура" в учреждении дошкольного образования

13.09.2022

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К СПОРТИВНОЙ ФОРМЕ И ОБУВИ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"

В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Физкультурные занятия – основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям.

Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематическом осуществлении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание физических качеств и эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие личности.

Физкультурное занятие обязательно требует соблюдения техники безопасности  при его проведении. Одним из обязательных условий её соблюдения является наличие  спортивной формы у детей.

 Ребенок получает полное физическое развитие, учится прыгать, бегать, ползать, лазать. Чтобы вашему ребенку было удобно,  необходимо приобрести: футболку, шорты, носочки, удобную спортивную обувь (полукеды или кеды на резиновой подошве) для занятий физической культурой.

  Родителям и воспитателям нужно помнить, что во время физических упражнений повышается потоотделение, поэтому если ребенок наденет шорты на колготки, он вспотеет, в связи с этим основным  требованием при проведении физкультуры в помещении является обязательное одевание носочков. Так же следует знать, что в этой же одежде, в соответствии с санитарными требованиями, нельзя находиться далее в групповой комнате, то есть у вашего ребенка должна быть специальная форма для занятий физкультурой, которая одевается непосредственно перед занятием и снимается после него.

Одежда  детей должна быть чистая, сухая, из материалов, обладающих хорошей тепло – проводимостью, соответствовать размеру ребенка и не стеснять его движений. Обувь должна соответствовать размеру стопы, чтобы не стеснять ногу и не нарушать кровообращение, быть лёгкой и удобной, подошва – мягкой и гибкой.

Спортивная форма для занятий физической культурой:

1.Футболка. Футболка должна быть изготовлена из несинтетических, дышащих материалов, без декоративных элементов, отвлекающих внимание детей. Желательно, чтобы у всех детей группы были футболки определённого цвета.
Это вырабатывает у детей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников.

2.Шорты. Шорты должны быть неширокие, не ниже колен.
Многие дети приходят на занятие в бриджах, что мешает им выполнять основные виды движения, такие как прыжки, бег, упражнения на растяжку и т.д.

3.Обувь. Необходимо иметь полукеды или кеды на прорезиненной подошве,  они не скользят при выполнении упражнений. За счет тонкой подошвы дети невольно проводят профилактику плоскостопия.

4.Носочки. Носки лучше не теплые, предназначенные для частых стирок. 

свернуть