Консультации музыкального руководителя

Музыка начинается в семье

14.12.2022

«МУЗЫКА  НАЧИНАЕТСЯ  В  СЕМЬЕ»

 

      Семья  является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Именно родители закладывают основы его мировоззрения, морали, эстетических вкусов. Естественность и непринужденность обстановки, совместное слушание музыки, та, особая атмосфера, которая создается во время занятий с любимым человеком - все это определяет большие возможности  для приобщения ребенка к музыке

               Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний  сердечно - сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

       Музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена,  Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

       Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском  возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека.

       Если музыкальные задатки не развивать, они увянут и угаснут. Они переходят в способности только в совместной деятельности со взрослыми, в общении с ними.

         Попробуйте ответить на вопросы и определите, как обстоит дело с музыкальным воспитанием в вашей семье:

  1. Слушаете ли вы с детьми музыку?
  2. Обмениваетесь ли впечатлениями о прослушанной музыке?
  3. Поете ли с детьми?
  4. Есть ли у вас дома детские музыкальные инструменты?
  5. Играете ли вы сами на каком-нибудь музыкальном инструменте?
  6. Любите ли вы серьезную музыку?
свернуть

Музыкотерапия

16.11.2022

Уважаемые родители, давайте с вами разберемся в том, что же такое музыкотерапия? Как с помощью нее можно повлиять на эмоциональное самочувствие ребенка?

 

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинские корни и в переводе означает «лечение музыкой».

Музыкотерапия дает возможность разрешить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту детей – активизировать или наоборот успокоить, установить связь между взрослым и ребенком, может совершенствовать коммуникативные и креативные способности ребенка, заинтересовать, занять его интересным делом – пением, музыкальными играми, плясками, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.

Звучание различных музыкальных инструментов по – разному оказывают влияние на организм человека:

  • Звучание ударных инструментов дает уверенности в будущем, ощущение устойчивости, может физически взбодрить и придать человеку силы.
  • Духовые инструменты действуют на формирование эмоциональной сферы. При этом медные духовые очень быстро пробуждают человека ото сна, делают его активным и бодрым.
  • Интеллектуальной области соответствует музыка, которая исполняется клавишными инструментами, в особенности фортепианная.
  • Струнные инструменты непосредственно влияют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, формируют в человеке чувство сострадания.

Слушание грамотно подобранной музыки убирает напряженность и раздражительность, повышает иммунитет детей, снимает головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Утром предпочтительно включить мажорную, солнечную, классическую музыку, добрые песни с понятным текстом.

Для снятия эмоционального и физического напряжения, расслабления, для спокойного погружения в дневной сон следует воспользоваться благотворным воздействием релаксирующей и мелодичной классической музыки, заполненной звуками природы (журчание ручейка, шум морских волн и крик дельфинов, шелест листьев, голоса птиц). Ребенок подсознательно расслабляются и успокаиваются.

Для пробуждения нужно использовать тихую, нежную, легкую и радостную музыку. Услышав звуки привычной музыки, детям будет легче и спокойнее переключаться из состояния абсолютного покоя к активной деятельности.

Музыкотерапия включает: слушание музыкальных произведений, пение песен, музыкально-ритмические движения под музыку, музыкальные паузы, взаимодействие музыки и изобразительной деятельности, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные упражнения и др.

Дома с детьми вы тоже можете использовать музыкотерапию, при соблюдении определенных правил.

Самые важные из них:

  1. В начале нужно изучить информацию об исполняемом произведении. Следует понимать его суть и текстуру. Заранее можно посмотреть текст исполняемого произведения.
  2. Расслабление - это поможет вам "открыть двери бессознательного" и в полное мере ощутить действие музыки. И не важно, что вы хотите испытать успокаивающее действие музыки или поднимающее настроение.
  3. Нужно правильно выбрать дозу. Так как лечение музыкой не должно быть утомительным, чтобы не вызвать усталости и возможных защитных реакций.
  4. Громкость и сила музыки обязательно должна регулироваться. Небольшую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но также и для бодрящей. Очень большая громкость музыки утомляет и возбуждает нервную систему.
  5. После слушания лечебной музыки немного отдохните. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.

Лечебное использование музыки во время сна особенно рекомендуется для детей, и вообще для людей беспокойных и возбужденных.

Рекомендуемые произведения для проведения музыкотерапии. 

Музыка для пробуждения: 

  1. «Вальс цветов», «Зимнее утро» П. Чайковский
  2. «Аквариум» К. Сен – Санс
  3. «Романс» Д. Шостакович
  4. «Утро». Э. Григ
  5. «Менуэт» Л. Боккерини

Музыка для релаксации:

  1. Колыбельные песни
  2. «Мелодия» К. Глюк
  3. «Лебедь» К. Сен – Санс
  4. «Лунная соната» Л. Бетховен
  5. «Песня Сольвейг» Э. Григ
  6. «Романс» Г. Свиридов

Организующая музыка: ( способствующая концентрации внимания )

  1. «Марш» С. Прокофьев
  2. «Ария» И.С. Бах
  3. «Музыкальный момент» Ф. Шуберт
  4. Альбом «Времена года»: «Весна», «Лето» Вивальди

Можно сказать, что музыкотерапия является интересным и перспективным направлением, которое используют во многих странах в оздоровительных целях, она снимает напряжение и отрицательные эмоции, успокаивает и расслабляет, активизирует скрытые возможности подсознания и мобилизует резервы организма.

Консультацию подготовила музыкальный руководитель: Фоминых Г.А.

Используемая материалы: 

1.Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.сост. О. Н. Арсеньевская.- Волгоград: Учитель,2011.-204с.

2.Брусиловский Л. С. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии. — М., 1985.

3.Введение в музыкотерапию / Под ред. Г.-Г.Декер-Фойгт. — СПб.: Питер, 2003.

4.Овчинникова Т. Музыка для здоровья. - СПб.: Союз художников, 2004

5.Юсфин А. Г. «Музыка — сила жизни». — СПг.: ООО «Аюрведа Плюс». — 2006.

свернуть

Консультация "Как слушать музыку с ребенком?"

19.10.2022

Как долго?
Внимание ребенка 3-4 лет к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течении 1-2,5 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами – в течении 5-7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его физического состояния. 
Как? 
Заранее приготовьте магнитофон и кассету. Найдите на кассете пьесу, которую будете слушать. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Предупредите членов семьи, чтобы было тихо и чтобы в комнату во время звучания музыки не входили. Пригласите ребенка слушать музыку, можно позвать также и кого-то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя. 
Когда? 
Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего – после завтрака или дневного сна.
Вторая кассета для детей составляется из песен, которые они поют на музыкальных занятиях. Если сделать запись в середине января, получится 6-7 песен. Одну и ту же песню запишите дважды: первый раз в исполнении только музыкального руководителя или вместе с детьми, второй раз – запись «минус один», т.е. только музыкальный аккомпанемент. Таким образом, ребенок получает возможность послушать песню и петь так, как ему захочется: в ансамбле (первый вариант), либо самостоятельно (второй вариант). 
Необходимо, чтобы взрослые терпеливо и бережно поддерживали интересы ребенка к «его кассетам».
Слушать записи песен и подпевать ребенок может стоя, сидя, играя. Родители говорят, что дети, подпевая, часто усаживают в ряд свои игрушки (кукол, мишек) или рассматривают книги.
В начале апреля на кассеты записывают песни, которые дети пели с января. Родителям надо сохранять эти записи, не стирать их. Дети и в следующем году часто просят послушать свои песни.
Родители на детских утренниках – не только гости, но и участники. Дети приглашают их на парную пляску, вместе с ребятами они поют песни, участвуют в играх, а весной уже можно ставить маленькие инсценировки с участием не только ребенка, но и его родителей. В этом случае музыкальный руководитель уже проводит индивидуальные репетиции отдельно с каждым из родителей в удобное для него время, причем в отсутствие детей. Взрослых необходимо научить читать выразительно текст, разыгрывать сценку.

 

Источник: http://ddu522.minsk.edu.by/ 

свернуть

Консультация "Белорусское народное музыкальное творчество как явление культуры"

14.09.2022

Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков – осознается современным обществом как важнейший фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом и в то же время звучным голосом современности. Слово «фольклор» состоит из двух слов: «фольк»(folk) – народ и «лор»(lore) – знание, мудрость; в переводе на русский язык оно обозначает «народное знание», «народная мудрость». Фольклор – творчество, создаваемое народом и для народа.

     Народное музыкальное творчество (фольклор) является отражением жизни и быта белорусского народа, опорой национального стиля. Основные ветви белорусского фольклора – это музыка вокальная (народные песни) и инструментальная (народные танцы – польки, хороводы и т.д.).

 

Народные песни Основные черты:

коллективность, передача «из уст в уста», анонимность, небольшой диапазон мелодии, отсутствие увелич. и уменьш. интервалов. Диатонические лады – натуральный мажор или минор. Умеренные темпы. Разнообразие метрических размеров (смешанные, сложные).  Виды народного пения: – одноголосное и многоголосное.

Обряды и обычаи белорусского народа являются отражением мироощущения человека того времени, его стремления выразить определенную идею, чувство. По своим функциям их можно разделить на календарные, семейные и общественные.

 

Календарно-обрядовые песни.

    Классификация этих песен связана с порами года, сезонными аграрными циклами, трудовой деятельностью человека.

    Коляды 24 декабря – 06 января Обходы дворов колядовщиками, колядные гадания, хождение со «звездой», ритуальные образы «козы», колядные игры. Музыка для величания, воспевание трудолюбия хозяев дома. Радостный характер, элементы театрализации. Одноголосная манера исполнения. Мажорное наклонение, затягивание последних слогов.

   Масленица - последняя неделя февраля Символическое сжигание чучела зимы, катание на качелях, с ледяных горок, закапывание молодых в снег. Узкий объем песенных интонаций. В основе – короткие мелодические фразы. Преобладание мажора. Закликание весны 1, 9, 25 марта Выпечка «жаворонков», пирожков, подбрасывание их вверх. Сжигание на взгорках старых вещей. Зазывание весны с крыш, возвышенностей. Основа песен – заклики, повторы нескольких коротких попевок, одноголосное исполнение. Наличие протяжных выкриков.

    Троица  -конец апреля, мая Шествие у околиц деревни, украшение домов зеленью, цветами. Собирание трав, плетение венков. Тексты песен с заклинаниями на будущий урожай. Схожесть с манерой пения на закликание весны.

   Купалье ночь с 6 на7 июля Ритуальные «очищающие» прыжки через костер, скатывание зажженных колес в воду, купания. Собирания трав, поиски «папараць-кветки», гадание на венках. Персонажи Купалы, Купалинки, «старога дзеда». Многоголосное унисонное исполнение песен, эффекты эха, глиссандо в окончаниях, свободные напевы, неповторные цезуры.

      Жатва конец августа – начало сентября Зажинки – поклонение первому снопу. Жатва. Дожинки – дожинковый венок, толока. 3 группы песен –«зажиночные», трудовые; жнивные (исполнялись на поле во время жатвы); обрядовые «дожиночные». Напряженность звучания, развитие одного мелодического зерна, ритмическая свобода.

    Чуды - октябрь, ноябрь Яровое и овсяное жниво, уборка льна, гречки, картофеля, сбор осенних ягод, грибов. Обход дворов «на Чуды». Отражение в песнях связи землероба с завершающим этапом его деятельности. Лирические, шуточные песни. Преобладание минорных ладов.

                                  Семейно-обрядовый фольклор

     Семейные обряды и обычаи – это отражение главных событий в жизни человека – рождение, вступление в брак, смерть. Песни этого типа следуют таким же принципам и классифицируются как: песни на крестины, к свадебному обряду и на похороны. Крестины: смысл обряда – величание новорожденного по случаю присвоения ему имени, присоединение ребенка к семье. Главные персонажи – отец, мать, ребенок, названные родители, «бабка»-повитуха. Песни лирические, шуточные – кумовьям, родителям, ребенку. Свадебный обряд: разделяется на несколько этапов — обряжение жениха и невесты, выкуп невесты, свадебный бал с пожеланиями молодым, прощание невесты с родительским домом, встреча молодых в доме жениха.

   Свадебные песни содержат несколько образов – праздничная «веселая», жалостливая «обидчивая», драматическая, шуточная. Похороны: этот обряд противоположен кристинам и свадебному обрядам. В музыке отражена человеческая скорбь, оплакивание умершего. Эмоциональное напряжение выражено в волнообразном движении мелодии со звучащими внезапными вскриками, глухими рыданиями. Необрядовые песни. Это песни, которые не сопровождали определенные обряды, звучали на вечерках, беседах. Основное назначение такой песни – выражение разнообразных эмоций и переживаний народа. Жанры необрядовых песен – детские, колыбельные, сатирические, застольные, танцевальные, считалки, батрацкие, рекрутские, солдатские, социального протеста.

Народная инструментальная музыка

   Народная инструментальная музыка – это неотъемлемая и важнейшая часть народного художественного наследия. Она сопровождала календарно-земледельческие обряды, семейные праздники и народные обычаи. Эта музыка звучала в исполнении на белорусских народных инструментах – гармоники, цимбал, жалейки, дуды, свирели, бубна. Все эти национальные инструменты передают неповторимость и исключительность инструментальной музыки Беларуси. Основные жанры: • сигналы • наиболее древний пласт музыки, к нему относятся колокола, трубы; • свирельные наигрыши; • танцы • польки и т. п.

 

свернуть